PHP :: Операции с объектами
Перечисление свойств объектов
При работе с объектами может возникнуть необходимость в последовательном перечислении свойств текущего объекта. В этом случае может пригодиться известный нам цикл foreach, который позволяет получить доступ ко всем открытым для него свойствам и их значениям (см. пример №1).
<?php class iter_class{ //Общедоступное public $var_1='value_1'; //Общедоступное public $var_2='value_2'; //Защищенное protected $protected_var='protected_var'; //Закрытое private $private_var='private_var'; //Метод для перечисления свойств function iterate_properties(){ echo "Свойства класса iter_class, перечисляемые циклом изнутри класса:<br>"; //Перечисляем внутри класса foreach($this as $key=>$value){ echo "{$key}=>{$value}".'<br>'; } } } $class = new iter_class(); $class->iterate_properties(); echo "<br> Свойства класса iter_class, перечисляемые циклом снаружи класса:<br>"; //Перечисляем снаружи класса foreach($class as $key=>$value){ echo "{$key}=>{$value}".'<br>'; } ?>
Пример №1. Перечисление свойств объектов циклом foreach
Как видим, цикл foreach перечисляет все доступные для него в данной области видимости свойства объекта так, как-будто он имеет дело с обычным массивом.
Возможности PHP по итерации объектов не исчерпываются только лишь циклом foreach, поскольку для этих целей имеются также и специальные интерфейсы, позволяющие реализовывать итерацию объектов практически любым удобным для программиста способом. Однако здесь мы их рассматривать не будем, а вернемся к этому вопросу во второй части учебника.
Сравнение объектов
Также как и другие типы данных, объекты можно сравнивать между собой. При использовании оператора нестрогого сравнения == два объекта будут считаться равными, если они являются экземплярами одного и того же класса и имеют один и тот же набор свойств и соответствующих им значений. А в случае использования оператора идентичности ===, объекты будут считаться тождественно равными (идентичными) только тогда, когда они ссылаются на один и тот же экземпляр одного и того же класса (см. пример №2).
<?php class my_class_1{ //Общедоступное public $var_1='value_1'; //Защищенное protected $protected_var='protected_var'; //Метод класса public function func(){ echo 'Функция func'; } } class my_class_2{ //Общедоступное public $var_1='value_1'; //Защищенное protected $protected_var='protected_var'; //Метод класса public function func(){ echo 'Функция func'; } } //Создаем объекты одного и того же класса $obj_1=new my_class_1(); $obj_2=new my_class_1(); //Выведет '1' (т.е. true), т.к. объекты принадлежат //одному классу, имеют одинаковые свойства и их значения echo $obj_1==$obj_2; //Выведет '' (т.е. false), т.к. объекты принадлежат //одному классу, но являются разными экземплярами echo $obj_1===$obj_2; //Изменим значение свойства второго объекта $obj_2->var_1='new value'; //Выведет '' (т.е. false), т.к. объекты принадлежат одному классу, имеют //одинаковые свойства, но значения одного из них ($var_1) различаются echo $obj_1==$obj_2; $obj_3=$obj_1; //Выведет '1' (т.е. true), т.к. переменные содержат //ссылки на один и тот же экземпляр (new my_class_1) echo $obj_3===$obj_1; //Создаем объект другого класса $obj_4=new my_class_2(); //Выведет '' (т.е. false), т.к. объекты принадлежат разным классам echo $obj_4==$obj_1; ?>
Пример №2. Сравнение объектов
Отметим, что расширения могут определять собственные правила для сравнения своих объектов.
Клонирование объекта, оператор clone
Как говорилось выше, когда мы присваиваем одну переменную, содержащую идентификатор какого-нибудь объекта, другой переменной, мы получаем две переменные, содержащие один и тот же идентификатор, указывающий на один и тот же объект. Если же нам необходимо создать именно копию объекта, а не копию его идентификатора, то необходимо воспользоваться оператором clone, который создаст объект с полностью идентичными свойствами, которые можно изменить по своему усмотрению при помощи метода __clone, вызывающегося только при каждом новом клонировании объекта (см. пример №3).
<?php class cloneable_class{ //Создаем свойство public $var_1=0; //Каждый раз при создании нового объекта public function __construct(){ //$var_1 будет увеличиваться на 1 ++$this->var_1; } //Метод запускается только при клонировании public function __clone(){ //объекта и увеличивает $var_1 на 1 ++$this->var_1; } } //Создаем объект класса cloneable_class $obj_1 = new cloneable_class(); //Теперь копируем идентификатор, который указывает на //new cloneable_class(), при этом метод __clone не запускается $obj_2=$obj_1; //Выведет '1' echo $obj_1->var_1.'<br>'; //Выведет '1' echo $obj_2->var_1.'<br>'; //Изменили значение свойства на 5 $obj_1->var_1=5; //Выведет '5', т.к. обе переменные ссылаются на один и тот же объект echo $obj_2->var_1.'<br>'; //Клонируем $obj_1, при этом создается //реальный объект-клон с запуском метода__clone $obj_3=clone $obj_1; //Выведет '5' echo $obj_1->var_1.'<br>'; //Выведет '6' echo $obj_3->var_1.'<br>'; //Изменили значение исходного объекта на 10 $obj_1->var_1=10; //Выведет по-прежнему '6', т.к. переменные $obj_3 //и $obj_1 ссылаются на разные объекты echo $obj_3->var_1; ?>
Пример №3. Клонирование объектов
Таким образом, если мы собираемся клонировать объект и хотим при клонировании изменить некоторые его свойства, то необходимо заранее в исходном классе объявить метод __clone, который будет вызываться по завершении каждого нового процесса клонирования объекта. При этом нужно помнить, что вызов данного метода не может быть выполнен непосредственно. В случае отсутствия метода __clone в исходном объекте в результате клонирования будет создана простая неизмененная копия объекта. В любом случае после создания клон станет доступным для независимого использования.
Быстрый переход к другим страницам
- Специальные виды классов в PHP
- Операции с объектами в PHP
- Перегрузка в PHP
- Вернуться к оглавлению учебника